Виды помещений: большой и малый спортивный зал, кабинет музыки, несколько помещений для школьных кружков.
Имеется музыкальная аппаратура для проведения массовых мероприятий.
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Специально оборудованные учебные кабинеты для школьников с ОВЗ отсутствуют. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.
Для реализации образовательного процесса в школе оборудовано 36 учебных кабинета. Кабинеты оснащены всем необходимым оборудованием и средствами для проведения занятий. Во многих учебных кабинетах установлен персональный компьютер, web-камеры для проведения он-лайн конференций.
Количество учебных помещений – 36.
Виды помещений: кабинеты начальных классов – 14, кабинет физики – 1, кабинет биологии – 1, кабинет химии – 1, кабинет иностранного языка – 2, кабинет географии – 1, кабинет математики – 3, кабинет русского языка – 4, интегрированный кабинет музыки и ИЗО – 1, кабинет истории – 1, спортивный зал – 2, кабинет технологии – 1, кабинет информатики – 1, кабинет ОБЖ – 1, кабинет технологии (девочки) – 1, кабинет группы продленного дня - 1.
Специально оборудованные учебные кабинеты для проведения практических занятий в школе для школьников с ОВЗ отсутствуют. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.
Для проведения практических занятий в школе имеются оборудованные кабинеты физики, химии, биологии и кабинет технологий (кабинет обслуживающего труда).
Кабинеты физики, химии и биологии оснащены расходными материалами. Кабинет химии имеет демонстрационный шкаф с принудительной вытяжкой, набором химических реактивов и оборудования (перечень оборудования и средств обучения кабинета химии) . Кабинет физики оснащен оборудованием для проведения физических опытов (перечень оборудования и средств обучения кабинета физики). Кабинет биологии оснащен необходимыми демонстрационными материалами (перечень оборудования и средств обучения кабинета биологии). Кабинет обслуживающего труда имеет всё необходимое оборудование для занятий кройкой и шитьём, и обучения домоводству (перечень оборудования и средств обучения кабинета технологии)
Помещение библиотек школы не приспособлены для использования инвалидами- колясочниками и лицами с ограниченными возможностями здоровья. По мере необходимости организована организация помощи инвалидам. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.
Помещение библиотеки расположено на первом этаже (общая площадь библиотеки: 68,9 м2; количество помещений – 1; технические средства: компьютер – 2 , принтер – 2).
Структура библиотечно-библиографического обслуживания: читальный зал, абонемент. Фонд художественной литературы находится в открытом доступе для читателей. В библиотеке есть научно-популярная, справочная, отраслевая, художественная литература для детей разного возраста. Фонд учебников расположен на стеллажах за фондом художественной литературы. Расстановка произведена по классам.
Библиотечное обслуживание осуществляется в соответствии с Положением о библиотеке МБОУ «СОШ № 41». Читатели получают во временное пользование печатные издания и другие виды изданий из фонда библиотеки, пользуются библиографическим и справочно-информационным обслуживанием, принимают участие в массовых мероприятиях.
Спортивный зал, не приспособлен для физкультурно-оздоровительных и реабилитационных занятий для детей-инвалидов. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.
В школе созданы условия, способствующие укреплению здоровья обучающихся посредством физической культуры и спорта (Характеристика материальной базы: площадь малого с/зала – 47,4 м2, площадь большого с/зала – 159.4 м2). Имеется два спортивных зала (большой и малый) с необходимым спортивным оборудованием и инвентарём. Дополнительно, в школе есть своя лыжная база.
С преподавателями и сотрудниками школы проводится разъяснительная работа по вопросам организации учебного процесса и общения со инвалидами-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Средства обучения и воспитания, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства, так как более 80 % информации учащиеся воспринимают зрительно мы используем предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеофильмы, CD/DVD-диски, диапозитивы. При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; наглядность должна быть эстетически выполнена; наглядность должна быть хорошо видна с последней парты; привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. К проведению демонстраций предъявляют следующие требования: демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты. Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу. Во время демонстрации учитель выбирает позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса. В процессе обучения также используются технические средства обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения). Рационально сочетается компьютерная техника, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивается значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.
В учреждении используются средства обучения и воспитания:
Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, и т.д.);
Визуальные (зрительные):
- таблицы по истории, биологии, географии, физике, математике, русскому языку, английскому языку, литературе, технологии, химии, начальным классам;
- карты по истории и географии;
- картины по русскому языку, литературе;
- портреты по всем учебным предметам;
- натуральные объекты по биологии;
- модели, муляжи по биологии, географии, математике, физике, начальным классам;
- лабораторное оборудование по физике, химии, биологии.
Механические визуальные приборы:
- микроскоп
Аудиальные (слуховые):
- магнитофоны;
- музыкальный центр;
Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):
- звуковые фильмы;
Средства, автоматизирующие процесс обучения:
- компьютеры;
- мультимедийное оборудование;
- интерактивная доска
Словесные
- учебники;
- художественная литература;
- словари;
- другая необходимая литература
О средствах воспитания
Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия: 1) с данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника; 2) информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме; 3) объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.
1. Общение как средство воспитания
а) непосредственное, в форме прямых контактов учителя и обучающегося,
индивидуальные беседы;
б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться.
классные часы, школьные праздники и мероприятия.
2. Учение как средство воспитания
Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на учащихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе.
Эффективность воспитательного воздействия учения значительно повышается, когда на уроке практикуется так называемая совместная продуктивная деятельность школьников. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети: а) выясняют условия совместного выполнения задания; б) организуют его взаимное обсуждение; в) фиксируют ход совместной работы; г) обсуждают полученные результаты; д) оценивают успехи каждого; е) утверждают самооценки членов группы; е) совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания; ж) проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.
Совместная деятельность школьников становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками.
Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности школьников повышаются при следующих условиях: 1) в ней должны быть воплощены отношения ответственной зависимости; 2) она должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей; 3) социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна меняться (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот); 4) совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других детей и «сорадованием» их успехам.
3. Труд как средство воспитания
Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через
- дежурство по классу, школе;
- работа на пришкольном участке;
- летняя трудовая практика
4. Игра как средство воспитания
Используется как в урочной, так и во внеурочной системе, организуется в форме проведения разного рода игр:
- организационно-деятельностные;
- соревновательные;
- сюжетно-ролевые.
В школе имеется подключение к сети Интернет.Провайдер, предоставляющий услуги доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет в МБОУ СОШ №41 ПАО «Ростелеком» Скорость подключения - 90 Мбит/сек
Количество локальных сетей - 1
Общее число компьютеров - 145, в том числе используемых в учебных целях - 90
Во всех кабинетах школы имеется доступ в Интернет
Все обучающиеся лица с ОВЗ имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям с компьютеров, размещенных в кабинете информатики. Имеется альтернативная версии официального сайта Школы в сети «Интернет» для слабовидящих
На основании Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации необразовательного характера
В МБОУ "СОШ № 41" общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется
Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБОУ "СОШ №41" общежитий и интернатов нет.
• Входные ворота в здания МБОУ "СОШ №41" имеют беспрепятственный проход с проезжей части и тротуара
• Пешеходные дорожки на территории школы не имеют препятствий при перемещении инвалидных кресел-каталок
• Съемные и стационарные пандусы для перемещения инвалидов-колясочников по первому этажу отсутствуют
• Ширина дверных проемов и высота порогов дверей в МБОУ "СОШ № 41" является препятствием для перемещения инвалидов-колясочников
• Входные двери в МБОУ "СОШ № 41" промаркированы специальными знаками (желтыми кругами) для беспрепятственного прохода. Входы в здания оснащены поручнями, а ступени лестниц безопасным противоскользящей полосой. Первые и последние ступени лестницы каждого пролета промаркированы контрастной желтой полосой для обозначения её габаритов
• В МБОУ "СОШ № 41" отсутствуют сооруженные туалеты для инвалидов-колясочников
• Учебные аудитории не имеют достаточные площади для размещения и перемещения инвалидных кресел-каталок
• Здание школы не оснащено большими электронными экранами, позволяющим размещать аудио- и видеоинформацию
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ в школе отсутствуют.
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе при работе с имеющимся в образовательной организации оборудованных учебных кабинетов, библиотеки, спортивных залов, а также при работе с имеющимися электронными образовательными ресурсами в библиотеке или кабинетах информатики.
Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом школы. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Оборудование и персонал школьной столовой покрывают потребность обучающихся в цикличном питании. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.

Организация досуговой деятельности
Условия охраны здоровья обучающихся
Здоровье подрастающего поколения – важный показатель качества жизни общества и государства, формирующий ее развитие в будущем. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Организация охраны здоровьяв школе – это соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья, прохождение обучающимися периодических медицинских осмотров и диспансеризации, проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий. Здоровьесбережение- один из атрибутов образовательного процесса в школе. Оно проявляется в применении здоровьесберегающих технологий, организации здоровьесберегающей среды, деятельности всех педагогических работников нацеленной на формирование культуры здоровья обучающихся.
Фотографии


